У экспoзиции чeтырe oснoвныe гeрoини: Oльгa Рoзaнoвa, Aлeксaндрa Экстeр, Любoвь Пoпoвa и Вaрвaрa Стeпaнoвa. В истoрии искусствa oни, кaк и Нaтaлья Гoнчaрoвa, и Нaдeждa Удaльцoвa, нaвсeгдa oстaнутся «aмaзoнкaми русскoгo aвaнгaрдa» — пoэтичнoe oпрeдeлeниe чтобы пeрвoгo пoкoлeния сoврeмeнныx xудoжниц придумaл футурист Бeнeдикт Лившиц. Нo курaтoры выстaвки прeдлaгaют oтoйти oт этoгo ярлыкa и пoсмoтрeть нa xудoжниц кaк нa сoздaтeльниц смыслoв нoвoй эпoxи. Сaм тeрмин «aмaзoнки» кaжeтся им нeтoчным с культурoлoгичeскoй тoчки зрeния: ни в oднoм мифe нe гoвoрится o тoм, чтo aмaзoнки были спoсoбны сoзидaть искусствo, в тo врeмя, кaк гeрoини выстaвки нe прoстo сoстoяли в aвaнгaрдe искусствa, a упoрнo и по плану создавали новый мир советского гражданина.
Творческое наследство художниц рассматривают через призму театра, моды, журналистики, искусство кино и… судьбы, которая их развела. Экстер в 1923 году уехала в Италию. Бескорыстная Попова умерла в 1921-м, Великая Розанова — в 1918-м. А Варвара Федоровна Степанова, словно и ее знаменитый муж Сашуля Родченко, продолжила преподавать в ВХУТЕМАСе и создавать советскую культуру быта.
Аля Савинов, старший научный служащий отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказывает: «Не их корень зла, что мир вышел маловыгодный совсем таким, каким они его мыслили. Да они этому посвятили всю свою песенка спета короткую жизнь и навсегда остались молодыми. Делать что бы они до старости дружили, ведь, возможно, поссорились бы, маловыгодный были бы подругами. Так они — подруги. Сколько бы ни все прошло лет».
Выставку открывает известный «Автопортрет» Степановой. Хронологически размещение охватывает 1910–1930-е годы — п(р)ошедшее становления идей конструктивизма, созревания новых направлений в живописи и прикладных сферах: дизайне, полиграфии, книгопечатании, текстиле и инда сценографии. Творчество Варвары Степановой, которая оформляла книги поэтов-футуристов и спектакли Мейерхольда, создавала первые советские текстиль и модели спортивных костюмов на советских женщин, осмысляется в связке с работами ее подруг и современниц.
Об Ольге Розановой, Любови Поповой и Александре Экстер возлюбленная с огромной теплотой отзывается в своих дневниках. Угоду кому) того чтобы услышать победоносный и энергичный голос художницы и обнаружить через ее работы творческую и жизненную философию, кураторы выставки разместили остроумные и лаконичные выдержки изо ее личных записей плечом к плечу с картинами.
Первый мантапа посвятили беспредметности и авангарду в живописи. Интересах знакомства с подругами кураторы обратились к выставке «5×5=25» — одной изо ключевых выставок русских конструктивистов. В ней минуя Степановой участвовали Любовь Попова и Мужественная защитница Экстер, а еще Александр Родченко и Санюха Веснин. Ее название и «арифметика» перекликаются промежду собой. Для проекта «5×5=25» с носа) из пяти художников представил 5 работ и автоматизированный изготовил 5 разных каталогов.
Адя Экстер оформляла спектакли Саша Таирова, отвечала за игру объемов сценического пространства, в котором существовали звезды Камерного театра. Спустя время эстафету подхватила ученица Родченко и Степановой Стася Ахтырко. Попова создавала сценографию к спектаклю Всеволода Мейерхольда «Великодушный рогоносец» и познакомила Мейерхольда со Степановой, которая разработала во (избежание постановок мэтра театральные костюмы. Симпатия считала, что контрастные орнаменты помогают реализовать на сцене иллюзию движения, и безвыгодный забывала о защите актеров ото случайных травм.
В интервью по времени премьеры создательница «производственной одежды» говорила, что-нибудь в этот раз прозодежда у нее далеко не получилась, потому что у актеров очень много разных функций, и не мочь выявить одну в костюме. Тем невыгодный менее она создала принципиально новомодный костюм, так называемую униформу, которая кардинально соответствовала требованиям Мейерхольда — мало-: неграмотный стесняла движений и дополняла актерскую пластику следовать счет кроя.
Девушек-авангардисток пригласили и возьми выставку «Вербовка» (ударение сверху «е», и никак иначе), с которой началось образование супрематистов (знаменитая последняя футуристическая показ «0,10» прошла в Петрограде через пару месяцев). Об атмосфере и стилистике выставки позволяют рядить дизайнерские макеты сумок авторства Ольги Розановой (умствование «функциональность прежде всего» ровно бы понравилась Джейн Биркин).
Художницы-авангардистки совершили революцию в мире отечественного текстиля. Их дерзкие и яркие ситцевые орнаменты переносили для первые советские ткани. Наблюдатель выставки Александра Данилова считает, в чем дело? новаторскими были не в какие-нибудь полгода предложенные Любовью Поповой и Варварой Степановой узоры, только и сам процесс создания ситца: «Они пришли к директору Первой ситценабивной фабрики и сказали: «А ныне вы нам покажите, наравне у вас тут все организовано, расскажите про ваши станки. Да мы с тобой не будем просто живописать картинки. Мы сначала поймем, наравне работает станок, как метранпаж делает клише, а потом будем перед технологию делать разработки узоров». Сие первое правило конструктивизма: согнуть в крюк искусство производству, а производство — народу.
Нате стене в «текстильном зале» — парадокс самой Степановой: «Вся декоративная аспект одежды уничтожается лозунгом «удобство и функциональность костюма ради данной производственной функции». Со статьи 1923 возраст, опубликованной в журнале «ЛЕФ», начиналось делание прозодежды — одного из главных творений Варвары Федоровны. Рассказец об этой стороне ее творчества невозможен помимо упоминания Надежды Ламановой — модельера и сценографа, раньше определявшей образы героинь спектаклей в Российской империи, а дальше — образы советской элиты. С Ламановой сотрудничали и одна изо подруг — Экстер, и сама Степанова, и двоюродная гиады Любови Поповой.
Еще одна мятеж, которую подруги совершили подобно ((тому) как) будто сообща, — в технологии книгопечатания. Ольгуша Розанова вручную иллюстрировала словать своего возлюбленного Алексея Крученых. Школьница Степановой Анастасия Ахтырко была первой, кто именно соединил стилистику конструктивизма с технологиями печатного набора. А самочки Степанова прославилась благодаря работе дизайнером в журналах «Советское кино», «ЛЕФ», «Красное студенчество». Ради демонстрации фотоколлажей из периодики и эскизов к сборникам футуристов отвели пара зала — настолько масштабной получилась «типографическая» подборка.
Художницы-авангардистки сформировали модерный художественный язык, проектное дух, функциональный дизайн, современный характер книги.
Александр Лаврентьев — мнук Степановой и Родченко, доктор искусствоведения, проктор «Строгановки» по научной работе — считает, что-что главная идея выставки заключается безлюдный (=малолюдный) в том, чтобы показать юность и новаторство идей авангардисток, а в том, чтобы доказать, отчего смелые идеи подруг были созвучны своей эпохе.
«Они ощутили свое времена и донесли до нас благовоние этого времени, в котором все жизнь ускорилась, — говорит Алекс Лаврентьев. — Это видно пусть даже по обложкам и рисункам. Живот человека радикально изменилась, изменились хлеб транспорта. И вот они эту злободневность, эту энергетику жизни превратили в эмоциональную человеческую ситуацию, притом ситуацию индивидуальную, с юмором. У них очищать энергия молодости, которой весть часто сейчас не завались. Энергия силы, свободы, художественного жеста. Отлично, они ничего не боялись, в духе амазонки. Абсолютно свободно распоряжались буквами, шрифтом, изобразительным материалом».