В сeрeдинe 1960-x рeжиссeр Сeргeй Бoндaрчук сумeл oбeспeчить к съeмoк мaссoвыx бaтaльныx сцeн в «Вoйнe и мирe» нeбывaлoe кoличeствo людскиx и рeквизитoрскиx рeсурсoв. Чтoбы с мaксимaльнoй дoстoвeрнoстью вoспрoизвeсти пeрeд oбъeктивoм кинoкaмeры эпизoды грaндиoзнoгo Бoрoдинскoгo срaжeния былa привлeчeнa мaссoвкa – oкoлo 15 тысяч чeлoвeк пexoты и пoчти тысячa всaдникoв. Причeм всex нaрядили в спeциaльнo сшитыe тoчныe кoпии мундирoв тoгo врeмeни, вooружили мaкeтaми пушeк, ружeй, сaбeль, пистoлeтoв образца азбука 19-го столетия… Вдобавок большая бригада пиротехников подготовила сверху съемочной площадке (а в качестве натуры для кино-«Бородина» было выбрано сфера неподалеку от городка Дорогобуж на Смоленщине) богатейшую палитру взрывов и огненных факелов – будто бы от оживленной артиллерийской стрельбы. Для осуществления такого порядка задачи было израсходовано около 20 тонн взрывчатки, тысячи литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, тысячи петард…
За работой недоедать и недосыпать статистами – воинами на этой «киношной» войне, были выделены объединение распоряжению министра обороны несколько подразделений Советской Армии. Служивших со временем солдат-срочников предварительно очень долго тренировали конечности съемочной группы. Чтобы координировать действия отдельных групп участников «Бородинской битвы №2» использовались радиостанции, отдельные люди существовавшие тогда армейские средства связи… В справочной информации о создании «Войны и мира» позволяется найти упоминания о том, что при всей сложности столько грандиозных съемок никто из участников их неважный (=маловажный) пострадал.
Однако теперь, более 55 лет после, вдруг выясняется, что пострадавшие все-таки были. До крайней мере один.
Как сообщает сайт «Владимирские ведомости», Вотан из жителей райцентра Муром на Владимирщине подал в горожанин суд заявление. Пожилой мужчина хочет, чтобы его признали пострадавшим возьми съемках фильма «Война и мир», куда он был командирован соответственно распоряжению армейского начальства.
Муромчанин объяснил, что в 1965 году возлюбленный проходил срочную службу в одной из воинских частей, которые точно раз и были направлены режиссеру Бондарчуку для участия в массовых батальных сценах его киноэпопеи. Вот время съемок кадров битвы в непосредственной близости с этого молодого солдата неожиданно сработал пиротехнический резерв. В результате такой нештатной ситуации юноша получил столько серьезную травму ноги, что после прохождения курса лечения в госпитале медики его комиссовали за состоянию здоровья.
Однако нигде в документах не упоминается, в чем дело? ранение, повлекшее за собой инвалидность, связано то-то и оно со службой в армии, а потому мужчина никак отнюдь не может добиться получения соответствующего удостоверения «армейского» инвалида. Последней надеждой мужской элемент в решении такой проблемы стало обращение к служителям закона.
В пресс-папье-службе городского суда Мурома уточнили, что полуслова в данном случае не идет о попытке взыскать компенсацию ущерба. «Это далеко не иск, это заявление, поэтому ответчика нет. Дьявол хочет установить факт получения травмы именно через некоторое время – на съемках фильма. Заявление принято к рассмотрению, назначена специализация к заседанию».
Случаи, когда на съемочных площадках участники массовки и пусть даже исполнители главных ролей случайно получали довольно серьезные травмы, повреждения, без- являются чем-то из ряда вон выходящим.
Об одном таком малоизвестном инциденте корреспонденту «МК» рассказал в свое грядущее оператор-постановщик знаменитого сериала «Место встречи продать нельзя» Леонид Бурлака.
Беда приключилась во грядущее съемок эпизода автомобильной погони – когда МУР-овцы бери своем «Фердинанде» преследуют «Студебеккер», на котором удирает лиходей Фокс и его подельник. Из-за неожиданного «сюрприза» через кинореквизита пострадал тогда Владимир Высоцкий.
«Помните кадровый состав: Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет до уходящему грузовику с бандитами? – уточнил Леонид Антонович. – С сим моментом вот какой казус вышел. Никто зараньше проверить не догадался, а стекло-то в окне автобуса оказалось каплю ли не 5-миллиметровой толщины. Когда начали съемки эпизода, Володя один по нему ударил, другой – без толку. Едва с третьей попытки высадил. И тут же закричал забористо: «Ну всё, …!» Смотрим, у него рука в крови: держи пальце очень глубокий порез от осколка. А как ни говори вечером того дня Высоцкий должен был выпяливаться с очередным концертом, его уже и машина ждала. Однако в итоге пришлось выступление отменить: ведь играть получи и распишись гитаре с такой раной Высоцкий не мог…»
Вот время съемок другого культового советского фильма – «Любовь и голуби» – подо угрозой оказалось здоровье еще одного известного актера, Алекса Михайлова. По задумке режиссера в одном из эпизодов его человек Василий падает в море в одежде – в костюме, при галстуке, а выныривает еще раздетым. Для достижения такого спецэффекта привлекли водолазов. Они должны были вслед за считанные секунды прямо под водой раздеть Михайлова. В соответствии с рассказам некоторых из присутствовавших тогда на съемке, дайверы в среднем старались успеть, что во время одного с дублей слишком сильно дернули за галстук и еле-еле не задушили актера.
А вот это уже куда ни на есть более трагично. В Тюменской области на съемках исторического фильма «Тобол» немножечко лет назад тяжелое увечье получил участник массовки. Другой раз перед камерой разыгрывали очередную батальную сцену, Водан из участников ее вдруг неудачно выхватил саблю изо ножен и, взмахнув ею, угодил прямо в лицо находившемуся в одном ряду другому участнику съемок. Сабля была хоть и бутафорская, вместе с тем она попала точно в глаз. В результате медикам избавить этот орган зрения не удалось.