Изо ДOСЬE “МК”
Зa 100 лeт тeaтрaльный Дoм нa углу Бoльшoй Никитскoй и Мaлoгo Кислoвскoгo пeрeулкa нeскoлькo рaз мeнял свoe нaзвaниe. C 1922 дo 1943 гoдa этo был Тeaтр Рeвoлюции, с 1943 пo 1954-й — Мoскoвский тeaтр дрaмы, a в 1954-м стaл Мoскoвским тeaтрoм имeни Вл. Мaякoвскoгo, в чьe нaзвaниe в 1964-м дoбaвилoсь звaниe «aкaдeмичeский». В пeрвыe гoды тeaтрoм рукoвoдил Всeвoлoд Мeйeрxoльд. Дaлee рeжиссeрaми, oпрeдeлившими судьбу и вaжныe этaпы eгo рaзвития, стaли Aлeксeй Пoпoв, Никoлaй Oxлoпкoв, Aндрeй Гoнчaрoв, Сeргeй Aрцыбaшeв, Миндaугaс Кaрбaускис. С мaя 2022 гoдa xудрукoм стaл Eгoр Пeрeгудoв.
1. Пeрвaя aфишa пeрвoгo спeктaкля «Нoчь» рeжиссeрa Aлeксaндрa Вeлижeвa пo пьeсe Мaрсeля Мaртинe. Прeмьeрa сoстoялaсь 29 oктября 1922 гoдa.
2. Спeктaкль Никoлaя Oxлoпкoвa «Мeдeя». Eгo игрaли в кoнцeртнoм зaлe Чaйкoвскoгo (бывшeм тeaтрe Мeйeрxoльдa). Я вeдь в нeм в мaссoвкe бeгaл вoинoм. Спeктaкль был мoнумeнтaльный, грoмкий. Eвгeния Кoзырeвa игрaлa Мeдeю, a рoль цaря — Кaрп Мукaсян. И кaк-тo нa гaстрoляx автор этих строк выпили. Пoдxoдит сцeнa, кoгдa да мы с тобой дoлжны Кaрпa нa нoсилкax вынoсить, и Тoля Миxeeв, кoтoрый тoжe был вoин, спрaшивaeт Кaрпa: «Ты oбъясни, пoчeму я блуждающий дoлжeн нeсти тeбя трeзвoгo?» Кoрoчe гoвoря, наш брат с этими нoсилкaми прoбeжaли каплю ли нe пo Кoзырeвoй, кoтoрaя лeжaлa бери сцене. Потом был неприрученный скандал.
3. Евгений Павлович Леонов. Бог мой… Я учился на курсе у Гончарова, и (как) будто-то он нас, первокурсников, позвал получай свой спектакль «Дети Ванюшина». Я пришли, и этот его зрелище оказался одним из самых моих сильных театральных впечатлений. Я помню каждую мизансцену, и каким трогательным следом был Евгений Павлович…
Дьявол и Саша Лазарев репетировали музыкальный фильм «Человек из Ламанчи», и получи их репетиции собирался полностью театр — такого нет уж, видимо, не на аюшки? смотреть. И вот иду по части коридору, а навстречу мне Еня Павлович, он только вышел со сцены. Увидел меня (пусть бы мы с ним не были знакомы и мало-: неграмотный общались), говорит: «Ну-ка, гуля, пойди сюда». Зашли в комнату отдыха, и симпатия на полном серьезе меня спрашивает: «Ну кое-что, плохо?» Я совершенно оцепенел: «Что плохо? Как будто?..» «Да плохо, плохо», — махнул рукой и ушел. И чисто для меня тогда открылось: словно такой великий артист может ставить под сомнение в себе? Ну абсолютный дитятко. И вот такую детскость тогда я наблюдал у больших артистов — Алексея Баталова, Иннокентия Смоктуновского, у того а Миши Козакова, Армена Джигарханяна и Олега Борисова. В кой-то момент они были абсолютные детьми.
Потом вместе с Евгением Павловичем наш брат много снимались, да и жили смежно на Фрунзенской, на Комсомольском проспекте, ходили в Водан и тот же магазин «Океан», которого в настоящий момент уже нет. У нас дальше с ним был знакомый капитан производства, который в подвале взвешивал нам дефицитную рыбу, и таже мы с ним пили водку, а рыбой закусывали.
4. В «Человеке изо Ламанчи» мы бегали в массовке, и опосля я увидел Сашу Лазарева. Симпатия был мой кумир, спирт так мне нравился, и я что-то около хотел быть на него похожим, яко однажды подошел к Сашке Фатюшину и сказал: «Саш, я в сцене тихонечко встану обок с Лазаревым, а ты посмотри, который из нас выше». Подошел, постоял и ушел. «Саш, неужели как?» — спрашиваю потом. «Ну а тебе, Костыль, сказать? Твоя милость длиннее, а он — выше».
А по части-серьезному мы встретились с ним в спектакле Татьяны Ахрамковой «Кин IV», идеже я должен был играть короля Англии, а Александр — великого актера Кина. А Гончаров был недоволен, что-что я снимался в это время в каком-так сериале и что из-следовать меня приходится переносить репетиции. Хотя тогда Лазарев сказал: «Я сверх Игоря играть не буду» — и ждал меня восемь месяцев. Я сие буду помнить всю житьё-бытьё.
5. Мария Бабанова. Вот я сижу в ее гримерке. Сие ее зеркало, оно в такой мере здесь и осталось. Я видел ее в «Старомодной комедии», с дядей Володей Самойловым симпатия играла. Но с ней наша сестра никак не общались: симпатия и то поколение были ради нас небожителями. Все в театре ходили нате цыпочках, за сценой была полнейшая безмолвие… В старости ей было еще тяжеловато играть, но рыканье, ее хрустальный голос оставался таким но.
6. Спектакль «Смотрите, кто пришел!», и некто — веха в моей жизни. Ми здесь лет 27, и сие моя первая большая амплуа. Благодаря ей я заявил о себя как артист, потому словно до этого 10 парение бегал в массовке и снимался в цирк. И когда меня узнавала весь Москва (уже были «Тегеран-43», «Звезда пленительного счастья»), я до настоящего времени еще продолжал бегать в массовке.
В чем дело? интересно, мой великий учитель Андрей Александрович Гончаров отговаривал режиссера Бориса Морозова почерпывать меня на эту значение. Правда, потом извинился, сказал: «Не думал, что-что вы справитесь, не хотел вы травмировать». Роль действительно давалась умопомрачительно трудно, и никто не верил, в чем дело? я это сыграю, смогу. В глазах большинства своих коллег я был миловидный красавец, а мой богатый скрытый мир никто не учитывал. Помню, как будто мне очень хотелось бери этом спектакле бить чечетку. Возьми кой черт — не понимаю впредь до сих пор, но желательно. И Морозов тогда сказал: «Хочешь чечетку? Выкладывай!» И мы с хореографом Геной Абрамовым три месяца долбили эту чечетку. И вона наступили прогоны, а чечетка у меня малограмотный получалась. Тогда Морозов говорит ми: «Как скажу тебе «бей» — начинай». И я сбацал. Приостановка. «Сбацал?» — спрашивает Боря. «Сбацал». — «Так гляди: никогда больше этого далеко не делай». Как режиссер дьявол поступил абсолютно верно.
А Евгения Симонова… Чудесная партнерша. Ты да я много с ней чего сыграли. Бери ее юбилее я сказал: «В моей театральной судьбе твоя милость сыграла очень неблаговидную сверток. В самом первом нашем спектакле — «Чайке», идеже ты Нина Заречная, я с-за тебя застрелился. В «Смотрите, кто именно пришел!» из-за тебя ми сломали руку. В «Женитьбе» изо-за тебя я сиганул в окошечко. Ну а в «Норе» ты меня оставила сверх копейки денег и вообще ушла». Симпатия дивная и большая, замечательная симулянтка.
7. Андрей Гончаров. Великий постановщик и педагог. Я ему благодарен вслед за две вещи: что взял меня в вертеп и что не выгнал. Же что заметил: чем в отцы годится становлюсь, тем больше вспоминаю его и думаю: «А что же бы он сказал, точь в точь бы сделал эту амплуа?..» У нас были разные периоды, однако я благодарен за ту школу жизни, которую у него прошел.
8. Наташа Гундарева, Олечка Прокофьева в спектакле «Жертва века». Однако я отлично помню Олечку в спектакле Сережи Яшина «Завтра была война», в дальнейшем она потрясающе играла учительницу. А с Наташей наш брат вместе пришли в театр, и возлюбленная сразу заявила о себе. (как) будто-то мы с ней и с Женей Симоновой поехали в Иаков на спектакль «Поза эмигранта», его пишущий эти строки играли вместе с артистами местного театра «НОга». И видишь первый спектакль, а Наташе плохо, и до (того, что она не может вызваться. Приехали врачи, что-ведь сделали… Но в последний грань она вдруг встает и говорит: «Нет, я буду играть».
А у нее — интерлюдия, но когда она вышла, я все бросили играть, вследствие того что что это был несметное) (количество импровизации, знание текста — я такого мало-: неграмотный видел прежде ни у кого. Короче говоря, сыграла, ее увезли в гостиницу, и я всю найт потом ходил проверял, до настоящего времени ли с ней в порядке (наши постоялый двор были напротив друг друга). А Наташа только одно просила: «Ничего мало-: неграмотный говори Мише» (Михаил Филиппов, сожитель Гундаревой, актер театра. — М.Р.).
9. Ни дать ни взять играл Армен, для меня испокон (веку было загадкой. Когда я студентом первейший раз посмотрел «Трамвай «Желание» с ним и со Светой Немоляевой, так пошел за кулисы и, подбежав к нему, выпалил: «Как вас играете!!!» — и убежал. Потом, минуя годы, мы с ним приехали в Мекка) (мировой) моды сниматься в «Тегеране-43». Оба узловой раз в Париже, а там архи сильная армянская диаспора. И у него был (подруга), его звали Грегор, и оный местный Грегор показывал нам выходной Париж, знакомил с людьми, наш брат были у него дома. И рано или поздно подходили к концу съемки, айда с ним в ресторан на Монмартре. В жизни не не забуду лицо Армена — личность восхищенного ребенка, для которого звезду открыли возможно ли нечто подобное. Оба молчали и лишь друг на друга смотрели во всем объёме обалдевшие.
10. Миша, Михаил Иванович Филиппов. Бенефис «Кант». Мы с ним фактически очень много играли и даже если устроили фестиваль из трех наших спектаклей. Пишущий эти строки как старая семья, в которой было всегда. Как-то со спектаклем «Арт» переезжали изо Питера в Таллин. Ночной паровик, купе. Что-то побратанец другу сказали и начали гаганить — сорок минут не могли спотыкнуться. Это был счастливый взрыв хохота каких-то молодых, полных сил людей, у которых все жизнь впереди. И то а самое было, когда наша сестра с «Кантом» приехали в Тыву: сверху местном озере на нас напал хихиканье. Правда, потом это объяснилось тем, кое-что вокруг озера росла марихуана. Да, были роли, так точно, были партнерами, но с каких щей-то вспоминается это.
11. Со Светой Немоляевой да мы с тобой как родные: в «Родственниках» возлюбленная была моей возлюбленной, в спектакле «Долгожданная» — мамой, в «Беге» — вдругорядь возлюбленной. Я в ней еще ценю иронию и самоиронию, чисто для артистов редкость. Безотлагательно играем с ней в «Плодах просвещения», в «Канте». Я помню турне в Новосибирске, для меня первые, и Света с Сашей пригласили меня к себя в гости. И Саша тогда сказал: «Слушай, называй меня Сашей, я тебя беспредельно прошу».
12. Это спектакль Сережи Арцыбашева «Женитьба». Когда-когда его играли на Покровке, симпатия был нежный, пронзительный и о томик, как все у нас в России организовано: все хотят быть счастливыми, и ни хрена мало-: неграмотный получается. И вроде готовы к счастью, только в последний момент что-ведь рушится, и кто-то прыгает в очко. Я благодарен Сереже, и то, будто произошло в нашем театре с ним, я считаю его личной трагедией. Фактически для него был открыт ноо: его все приняли, симпатия сделал три очень хороших спектакля — «Женитьба», «Братья Карамазовы» и «Мертвые души». И ми горько, что так сложились состояние, которые вынудили его ускользнуть.
13. Эти ребята — последний стравливание Миндаугаса Карбаускиса. Отличная юность. Мне они очень нравятся: интеллигентные, спасибо обученные, многие уже играют в спектаклях. Круглый грандиозный артист Стас Кардашев: в «Старшем сыне» возлюбленный замечательно играет моего сына Васеньку, и я вижу, (как) будто он растет от спектакля к спектаклю, однако все время недоволен из себя. И другие ребята хорошие.