Aмпир (oт фрaнцузскoгo empire — «импeрия») пoявился вo врeмя прaвлeния Нaпoлeoнa Бoнaпaртa (1804–1815 гoды). Рука стaл прoдoлжeниeм клaссицизмa, кoтoрый зaимствoвaл oснoвныe идeи изо aрxитeктуры Дрeвнeй Грeции и Римa. Сoздaтeлями стиля aмпир считaются Шaрль Пeрсьe и Пьeр Фoнтeйн. Этиx фрaнцузскиx aрxитeктoрoв мoжнo нaзвaть придвoрными дизaйнeрaми Нaпoлeoнa — oни пoлучaли зaкaзы oт всeгo импeрaтoрскoгo двoрa.
Экспeрт в этoй стaтьe: Eлизaвeтa Лиxaчeвa, искусствoвeд, дирeктoр Музeя aрxитeктуры имeни A. В. Щусeвa
Aмпир пoявился вo врeмeнa прaвлeния Нaпoлeoнa
Вo врeмя рaсцвeтa Фрaнции в нaчaлe XIX стoлeтия Нaпoлeoн стрeмился пoдчeркнуть мoгущeствo импeрии, и этo вслeд зa пoлитикoй oтрaжaлoсь в aрxитeктурe и интeрьeрax. «Пoявлeниe aмпирa связaнo, рaзумeeтся, с прaвлeниeм Нaпoлeoнa I Бoнaпaртa и с oбщим интeрeсoм к Римскoй импeрии, к aнтичнoсти, — рaсскaзывaeт Eлизaвeтa Лиxaчeвa. — Кaк прaвилo, здaния и мoнумeнты, кoтoрыe стрoятся в этoт пeриoд, в свoeм убрaнствe испoльзуют вoeнную атрибутику: щиты, луки, плюмажи, лавровые венки, инструмент изобилия, то есть все то, что неизвестно зачем или иначе отражает тему войны, военных действий, победы. Вот-вот этими элементами римляне украшали свои триумфальные арки и здания. Почему, когда Наполеон строит новое государство с собой в главе в качестве императора, он обращается к стилю единственной империи, которая в принципе пользовалась хоть каким-то авторитетом у европейцев, — к Римской».
Ампир подчеркивал атмосферу могущества империи и центр
Интерьеры в стиле ампир должны были мастерить мощное и строгое впечатление. Такой эффект достигался по причине обилию массивных элементов, симметричным и жестким планировкам, а опять же использованию большого количества прямых линий и острых углов.
Мальмезон — поместье в 20 км от Парижа, наиболее известная делать за скольких частная резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне
Позолоченные украшения были безумно популярны и стали характерной чертой того периода. Многие интерьеры украшали пилястры и колонны времен Римской империи. Львы, орлы, вазы, сфинксы и пальмовые листья, панты изобилия и мифологические существа — распространенные декоративные мотивы периода расцвета ампира. Орнаменты в военном стиле (трофеи, гербы, шпили) равно как встречались достаточно часто.
В интерьерах обычно использовались смелые цветовые сочетания. Выше всяких орнамента контрастировало с темно-зелеными, синими или красными оттенками обивки мебели. Светлые цвета использовались в целях стен и потолков. В каждой комнате была своя арсенал средств, обычно только с одним темным цветом.
Самым популярным материалом в (видах пола был паркет. В некоторых комнатах встречался гриотто, а тронные залы часто украшали коврами. Вместо картин чаще использовались старшие зеркала, которые расширяли пространство и обеспечивали обилие света. Потолки украшали массивные бронзовые люстры.
Хеплуай в стиле ампир
Для обшивки использовали блестящие текстильные изделия: атлас, шелк и бархат. Ими же могли выложить стены. Над роскошными кроватями часто висели широкие балдахины. Предметы мебели, якобы и весь интерьер, в основном состояли из прямых линий и форм, выглядели немало массивно.
В интерьерах стиля ампир предпочтение отдавалось дорогим, роскошным материалам: мрамору, золоту, красному дереву, дубу, драгоценным камням. Каждая деталь должна сделать упор масштаб, создать ощущение власти и величия.
«В России разновидностей интерьерного ампира вроде: времен правления Павла I, Александра I и ампир «раннего Николая I», — рассказывает Лизура Лихачева. — Это, как правило, очень простая топчан, обычно светлых тонов. Хотя, например, в позднем ампире в начале николаевского правления используется темное дрова — тонированное либо орех. Но чаще -навсего) это обычная или карельская береза, ель. Нате подлокотниках кресел или спинках кровати можно встретиться птичьи головки, хотя есть мебель стиля ампир не входя в подробности без декора». Для российского ампира, говорит консультант, характерна спокойная по характеру мебель без каких-ведь ярких черт — например, круглые или овальные столы светлого дерева с темными вставками без участия изображений.
Мальмезон. Спальня императрицы. Проект Ш. Персье и П. Фонтена. Законодательница мод
«Очень популярны были имитации римских масляных ламп. Кристалл, богатое убранство больше относится к предыдущей эпохе, барокко. Пока еще ампир — это всегда бронза, иногда позолоченная. Да очень популярными были ампирные часы, их поперед сих пор можно найти в большом количестве в антикварных магазинах», — добавляет Лизуня Лихачева. Чаще всего это каминные часы с позолоченной бронзы, с металлической или каменной подставкой сверху бронзовых ножках и незамысловатым орнаментом: амур, который держит стрелу, иначе сюжет из греческой классики, римской поэзии.
Пока воплотить ампир в интерьере очень сложно, пожалуй, инда невозможно, считает эксперт. «Ампир в квартире смотрится делать за скольких минимум странно. И если говорить о современной мебели и предметах интерьера в этом стиле, в таком случае, на мой взгляд, их не существует, — говорит Лихачева. — Палаццо в стиле ампир построить более реально, но в (видах этого надо нанять хорошего архитектора, он спроектирует каждую амалака. Есть итальянские фабрики, которые производят предметы интерьера в классических стилях и парта по лекалам 150–200-летней давности. В любом случае в этом стиле нужно глотать все — от подъездной дорожки до спальни, сие довольно дорого и сложно. Особенно не стоит изготовлять, на мой взгляд, ампирную кухню. Во-первых, сие дико смотрится, а во-вторых, она ужасно неудобная, потому как что ордерные элементы и пилястры надо мыть, по (по грибы) ними надо ухаживать и содержать в должном виде. Сие редко кто умеет».
Сенат США
Основанный на архитектуре античности и элементах Римской империи, ампир процветал в разных странах, и в каждой с них проявлял себя по-своему. Но хоть где можно отметить характерные элементы стиля — колонны (чаще римско-дорический распоряжение, реже коринфский), строгий и лаконичный декор, ограниченный избрание цвета.
«Чаще всего здания в стиле ампир в России — желтого цвета. Началось сие как раз с Наполеона, когда Александр I побывал в Париже в дальнейшем победы над ним. Французский император еще прежде войны издал специальный указ, согласно которому весь дома в Париже должны быть окрашены в три цвета: холодный, зеленый и желтый. Александр это увидел и ему в) такой степени понравилось, что, вернувшись в Россию, он тоже приказал мазать дома только в три цвета, — рассказывает Клятва Божия Лихачева. — В основном русские зодчие выбирали золотистожелтый, потому что он на фоне мрачного неба и белого снега смотрелся особливо выигрышно».
В Англии ампир не очень прижился, а смотри в России и США расцвел в полной мере, говорит диспашер. «В США довольно много интересных, ампирных, подина Рим сделанных сооружений. Самые известные — монумент Джефферсона и здание американского Сената. Там намешаны и ампир, и барокко. Хватит забавно, что купол здания Сената США проектировался в томишко числе по чертежам Огюста Монферрана», — отмечает Лихачева.
Малая Триумфальная пневмоарка на площади Каррузель. 1808. Париж. Архитекторы Ш. Персье, П. Фонтен
Бонапарт был вдохновлен мощью и монументальностью Римской империи, а позднее египетского похода также увлекся историей и культурой Древнего Египта. Благодаря тому во французских архитектурных сооружениях и интерьерах того времени преобладают характерные угоду кому) ампира симметрия и строгое планирование, прямые линии и острые углы, массивные круги и военные мотивы.
В период его правления в стране появляются такие здания и памятники, во вкусе церковь Мадлен Виньона, Триумфальная арка Шальгрина в Этуаль, а да Триумфальная арка Персье и Фонтена в Париже и Вандомская поезд Гондуэна и Лепера.
Наполеон I лично посетил французские текстильные, фарфоровые и мебельные мастерские: несерьезно-прикладное искусство должно было служить продвижению его правления. Старинные сложение и орнамент, встречающиеся еще в стиле Людовика XVI, были в результате дополнены имперскими символами Наполеона, к которым относились халикт, буква N, окруженная лавровым венком, звезда, орел и экзотические иероглифические мотивы, взятые с египетской кампании (май 1795-го — октябрь 1799-го).
В Швецию наполеоновский перо (золотое привез имперский маршал Бернадотт, впоследствии ставший паном Швеции и Норвегии и правивший как Карл IV Юхан. Ампир оставался популярным в Скандинавии и в дальнейшем того, как вышел из моды в остальной Европе.
Ампир в России: Александринский вертеп в Санкт-Петербурге
В России ампир начал собирать популярность примерно в то же время, что и изумительный Франции. Стиль складывался под влиянием наполеоновской империи, обладая возле этом собственными оригинальными чертами. Базой стала застывшая музыка античности, традиции Древнего Рима и Древней Греции, хотя в развитии отчетливо прослеживались и проявления русского классицизма.
Золотой век стиля пришелся на правление Александра I — впоследств победы над Наполеоном. «Ампир в России расцветает поуже после 1812 года, когда семантика военной победы через Наполеона переходит по наследству или как пожива в Россию, — рассказывает Елизавета Лихачева. — Сие прежде всего итальянцы Бове и Росси, это Стасов и Монферран, какой строит Исаакиевский собор — один из важнейших монументов, связанных с победой по-над Францией, а точнее, победой над Наполеоном».
Ампир прижился в России: согласно сути, именно в этом стиле выстроен весь торжественный Санкт-Петербург: Александринский театр, Вагановское училище, Михайловский фаланстер, Исаакиевский собор, Казанский собор. Москва отстраивалась в стиле ампир по времени пожара под руководством Бове и Жилярди (швейцарский (ученый, который приехал в Россию). «Это переделывание Московского университета — благодаря Жилярди там появляются ампирные основы. Это московский Манеж, Большой театр, огромное нажин всевозможных особняков желтого цвета с колоннами и портиками», — говорит Лихачева.
Ампир в России: Исаакиевский конференция в Санкт-Петербурге
Со временем войны в стиле ампир были восстановлены усадьба Тургенева, юрта Сытина, постройки Гоголевского бульвара. «Многочисленные ампирные азы появляются и в советской архитектуре: военная тематика была побольше чем уместна в стране, победившей нацизм. Примеры сталинского ампира: караулка Министерства обороны на Знаменке, четвертая очередь московского подземная (трасса (Кольцевая линия). Она вся ампирная, но особенно прекрасна в этом отношении остановка метро «Октябрьская» — фактически сие военный храм, — перечисляет Елизавета Лихачева. — Трест метро «Таганская» более барочная, хотя ампирная тема присутствует и там. И конечно, стоит упомнить архитектурные элементы московских высоток: если к ним подоспеть близко, то найдутся и триумфальная арка, и картуш, и лавровые венки».
Читайте вот и все: 7 самых интересных зданий Петербурга, которые вас удивят