В 1995 гoду Бaрт Гoлдxooрн пoлучил грaнт oт IKEA Foundation нa издавание журнaлa «Прoeкт Рoссия» — двуязычнoгo издaния o рoссийскoй aрxитeктурe, грaдoстрoитeльствe и дизaйнe. В рeзультaтe журнaл стaл вeдущим рoссийским прoфeссиoнaльным издaниeм пo aрxитeктурe. Мнoгиe гoды Гoлдxooрн выступaл курaтoрoм выстaвки AРX Мoсквa, a тaкжe курaтoрoм и oргaнизaтoрoм мнoгoчислeнныx oбщeрoссийскиx и мeждунaрoдныx кoнкурсoв. В нaстoящee врeмя — глaвный aрxитeктoр кoмпaнии «Брусникa».
— Пoслeдниe 20 лeт сaмыe извeстныe мирoвыe aрxитeктoры пытaлись зaпустить в Рoссии свoи прoeкты, oднaкo в oснoвнoм изо тaкиx инициaтив ничeгo нe пoлучилoсь. Нa какой стадии безотлагательно находится архитектура в России, удалось ли уйти через «гонки за звездами»?
— Известные архитекторы постоянно заметны для прессы, поэтому многие девелоперы энергетически их привлекают, но само участие такой звезды с гулькин нос говорит о состоянии архитектуры в стране. В России довольно большой людей с деньгами, и они зачастую хотят проявить свое состоятельность, поэтому именитые архитекторы могут найти здесь клиентов нате очень эксклюзивное жилье.
В этом смысле в России (у)потреблять элита, которая может себе позволить эксклюзивность. Так это не имеет никакого отношения к массовому строительству и ввиду этого не отражается на состоянии города в целом. Быть этом именно жилье формирует облик города. Даже если вы гуляете по Парижу, то большинство зданий, которые ваш брат видите, — это жилье, и это прекрасная застывшая музыка. Если строить какие-то эксклюзивные вещи и далеко не думать о массовом строительстве жилья, то город равным образом будет плохим.
— Последнее время даже девелоперы проектов в массовом сегменте стали интересоваться архитектурой. С нежели связана эта тенденция?
— Когда я только начал заниматься в «Проекте Россия», был сильный разращен качества архитектуры практически во всех отраслях, ещё жилья. В других областях появлялось множество проектов в офисном сегменте, только в жилье таких проектов особо не было.
В заправский момент ситуация меняется, началась конкуренция между девелоперами вслед за качество. Многие девелоперы пытаются улучшить качество архитектуры, и народонаселение обращает на это внимание. Еще совсем внове для обычного покупателя выбора не было, ему предлагалось довольно-таки типовое жилье, и даже для элиты существовал ассортимент только между ампиром и хай-теком.
Сейчас постоянно изменилось, в России все заговорили об архитектуре. В частности, архи большое значение уделяется общественным пространствам. Сегодня обратить в деньги жилой дом без благоустройства уже практически шалишь. По сути, все крупнейшие девелоперы занимаются квартальной застройкой, которая позволяет повлечь за собой отдельное пространство для жителей дома, это адски ценится в России. Например, в итоге жители могут отпустить детей ввысь и не бояться за них.
— Фигли может дать девелоперскому проекту качественная архитектура? И исполнение) чего жителям платить за интересный архитектурный схема?
— В настоящий момент у нас работает важное обыкновение: архитектура — это диверсификация продукта, даже в рамках одного на хазе и одного квартала можно получить разные квартиры. Пишущий эти строки в этом первые, в элитном жилье такое было уж, но в демократическом сегменте нет. Пытаемся сделать в среднем, чтобы у людей появилась возможность выбрать — квартиру с балконом alias пентхаус с террасой на крыше, квартиру с минимальными подсобными помещениями либо — либо большими комнатами и кладовой, а также вторым санузлом. Пишущий эти строки пытаемся найти ответы на такие вопросы.
Самая большая рана в России заключается в том, что в стране в 1990-е годы беда популярен стал маркетинг, и во многом взаимодействие с покупателем осталось получи этом уровне — просчитать на основе научных методов, сколечко двухкомнатных и трехкомнатных построить. Но надо переходить нате следующий уровень. Архитекторы работают на разнообразие, дай тебе человек мог тебя найти жилье по вкусу.
— В таком случае есть даже в рамках одного квартала надо основывать разные дома?
— Для нас очень имеет п, чтобы архитектура домов была разной, тогда людишки будут себя чувствовать очень уютно, они смогут облюбовать дом, который им нравится, и идентифицировать себя с ним. Если нет ты строишь дома только одного стиля, ведь с большой вероятностью этот стиль будет нравиться 30%, а 70% — кого и след простыл. Поэтому даже в одном проекте должна быть разная структура. В таком случае есть на что смотреть и нескучно рогатить по улице.
— Зачастую московские девелоперы копируют британский стиль и пытаются подражать застройке европейских городов, используют топонимы в названиях жилых комплексов. Как бы думаете, с чем это связано и когда от сего удастся уйти?
— Это маркетинговый ход, в первую цепь это говорит об отсутствии собственной идентичности, неведомо зачем происходит не только в России, но и в Азии, и изумительный многих развивающихся странах. Но я думаю, что со временем сие уйдет, появятся своя стилистика и свой подход.
Хотя для этого заказчик должен понимать, что дому нужно держать характер, а жилой комплекс — это не без труда квартиры с каким-то фасадом, необходимы иногда побольше яркие идеи. С этой точки зрения ключевое вес имеет сторителлинг — в архитектуре на Западе в 1990-е годы сие стало ключевым моментом в презентации архитекторов, когда они пытались нашептать заказчика и городские власти в том, как именно принуждён выглядеть дом.
— Нежели, по вашему мнению, ситуация со строительством жилья в России отличается с других стран?
— В настоящий момент я работаю надо книгой, она почти готова и опишет всю эту ситуацию в ближайшее благоп, поэтому я погрузился в эту проблематику глубже.
В России сложилась беспримерно интересная ситуация, здесь есть большие вертикально интегрированные девелоперские компании, которые занимаются покупкой владенья, строительством и продажей. На Западе не так, безотлагательно строительство там ведут небольшие игроки, и это целое приводит к интересным результатам с точки зрения разнообразия, же есть большая проблема со скоростью строительства и себестоимостью. Благодаря чего на Западе наблюдается огромный кризис жилья: нужно бегом строить — и никто не знает, как сие делать.
Во многих отраслях произошел скачок производительности, хотя в строительстве не было такого роста. В России а почти все строители — это крупные игроки, и у них жрать большие возможности преодолеть проблему массового производства.
Автор этих строк пытаемся объединить два фактора: производить штучный предмет торговли, но на массовой основе. Живущие в хрущевках человечество тоже хотят переехать в удобные современные квартиры, и крупные девелоперские компании дают им такую ресурс.
Читайте также Барт Голдхоорн: «Снобизм московских архитекторов отнюдь не имеет границ»