Aктуaльнaя вышивкa всe бoльшe стaнoвится трeндoм, a Витaлий Тюрлик (рoд. 1988 г.) — oднa изо вoсxoдящиx звeзд этoгo нaпрaвлeния. В прoшлoм гoду oн стaл рeзидeнтoм Oткрытыx студий «Винзaвoдa» и сдeлaл интересах итoгoвoй выстaвки интeрeсную сeрию, кoтoрую заметили специалисты. Спустя время первого успеха художник купил себя новую швейную машинку и продолжил близкие текстильные эксперименты, которые вылились в выставку «Сонный паралич».
Уснувший паралич — не просто троп, а медицинское понятие. Так называют минута, когда во время сна телеса отключается на несколько секунд сиречь минут. Обычно отключение иногда перед самым пробуждением, следственно его еще именуют катаплексией пробуждения, и никак не считается опасным для здоровья. Зато сновидения, увиденные пред тем, как вернуться с того мира в этот, общепринято запоминаются, в отличие от видений глубокого сна. Просто такой кошмар «рисует» нитками акварелист.
Перед нами сцены, идеже растут гигантские грибы, идеже парят огромные мотыльки другими словами огнедышащие драконы, где в области улицам гуляет черный кочет размером с дом. Здесь не запрещается встретить и человекообразных монстров-тюрликов — с крыльями летучей мыши, желтыми глазами иль головой дракона. В некоторых сюжетах присутствует стенограмма: «Все летит к чертям», «Меня уносит» другими словами «Это еще цветочки». Каждая факсимиле иллюстрирует сюжет: черти и святая правда разлетаются в разные стороны, немалый мотыль уносит мальчишку в красном колпаке, а дары флоры-мутанты растут с удвоенной насильственным путем под грозовыми раскатами черного неба. Как бы то ни было, весь этот сюр безграмотный особо пугает, порой вызывает улыбку, хотя определенно имеет адреналиновый горн.
Юморок легко считывается в страшилках, скажем так, в работе, где слон поливает чаем обомлевшего человека (лещадь сценой подпись: «Тот самый чай»). Сюжеты вызывают ассоциации все вдруг с Кафкой и Хармсом, Брейгелем и Босхом. Где-то художник исследует пограничные состояния бессознательного, превращает страхи в невозможные хоррор-сюжеты. Да зритель чувствует, что сие лишь абсурдное видение — имеет смысл проснуться, как он растает. Приблизительно же можно потянуть следовать ниточку и распустить ткань.
Нет-нет да и, чтобы пробудиться от кошмара, нужно постигнуть шок, и тогда реальность покажется подымай выше, чем до сновидения, и фобии покажутся грезой. Словом сказать, у Виталия Тюрлика получилась острая прозопопея на кончике иголки, созданная в авторском стиле, присутствие этом укладывается в дискурс, устроенный классиками — от мастеров Возрождения перед одного из главных представителей «сурового стиля».