Пoслe пoкaзa нa стримингoвoй плaтфoрмe сeриaл Медиакомпания «Зa чaс дo рaссвeтa» вышeл в тeлeэфирe и стaл oдним с сaмыx яркиx прoeктoв этoгo сeзoнa. Внушитeльнaя сбoрнaя звeзд, вeсьмa нeпривычный сглаз нa рeтрo и сцeны, кoтoрыe тaк и прoсятся в кoмиксы. Рeжиссeр сeриaлa Игoрь Зaйцeв – бoльшoй спeциaлист пo сoздaнию мирoв изо другиx эпox. Oн снимaл сeриaлы «Тoбoл», «Вeликaя», «Eсeнин», «Дивeрсaнт. Кoнeц вoйны», «Чкaлoв» и другиe прoeкты, гдe истoричeский aнтурaж игрaл oчeнь вaжную рoль. Нo с сeриaлoм «Зa чaс дo рaссвeтa» рeжиссeр имeл поскольку aудитoрию скoрee «Oстрыx кoзырькoв», чeм нaшиx клaссичeскиx рeтрo-дeтeктивoв. Xoтя критики срaзу усмoтрeли в прoeктe пoпытку сoздaть нoвую вeрсию знaмeнитoгo «Место встречи переустроить нельзя». «МК» обсудил с Игорем Зайцевым историческую истина, любовные линии и мужские шляпы.
— Для любого фильма возможно ли сериала есть своего рода сверхзадача, или главная функци, которую хотят достичь создатели проекта. Каковы были ваши основные задачи около съемках «За час до рассвета»?
— Задача была маловыгодный делать что-то похожее на советскую классику, такую что сериал «Место встречи изменить нельзя», или сейчас российский знаменитый проект «Ликвидация». Мы живем в другое грядущее, и сейчас жанр детектива подается совсем иначе. Во (избежание себя стилистику «За час до рассвета» пишущий эти строки определяем как пост-нуар. Все в некоторой степени условно. В комментариях нас, (само собой) разумеется, бывает, ругают, мол, такого не могло -побывать), все это неправда, но на мой выражение глаз, те, кто так реагируют, просто борются с собственным представлением о порядке вещей. Весь для меня комментарии в интернете – это мнение меньшинства недовольных. Сии люди ждут выхода любого фильма и нападают всецело на все. Как будто питаются этим. Наверно, приходят на работу и говорят коллегам: «Здесь прозелит сериал вышел, почитай мой пост, как я их через некоторое время всех сделал». Я на такую критику просто приставки не- реагирую. Самое забавное, что ругают, и смотрят.
— Занятно, что такое? многие критики сравнивают сериал именно с «Место встречи продать нельзя», хотя у вас, видимо, и в мыслях не было воспарять духом этим легендарным фильмом…
— Людям в принципе свойственно проводить аналогию, особенно если речь идет о чем-то новом. Вам можете приехать в экзотическую страну, впервые попробовать какой-нибудь-нибудь диковинный фрукт и сказать, что это подобно на нашу лесную землянику. И земляника, конечно, вкуснее. Многим кровь из зубов нужно найти что-то знакомое. Детектив? Послевоенное минувшее? Бандиты? Ну, все понятно, это «Место встречи предать нельзя». Наверное, мы могли бы снять выше- сериал в уже знакомой всем стилистике, но позднее «За час до рассвета» стал бы одним изо тех теледетективов, которых сейчас на телевидении больно много. И чтобы этого не произошло, была поставлена сверхзадача рассказать историю совсем другим языком.
— Если я верно понимаю, то зрители стриминга увидели не на волос) тот сериал, который сейчас смотрит аудитория талеканала…
— Телевизия и платформа — абсолютно разные заказчики. Платформа — это век больше свободы, а на телевидении есть определенные законы публичного показа. И поздно ли мы снимали, то понимали, что вот сие мы делаем для платформы, а это для канала, идеже все должно быть более скромно, целомудренно и в некоторой степени шаблонно.
— Насколько одна версия отличается от другой?
— Так, есть разница в некоторых сюжетных линиях. В версии, которая была показана нате платформе, нет одной любовной линии капитана Журавлева, а держи канале ее оставили. Кстати, над монтажом двух версий работали неравные команды. Полиэкраны, стоп-кадры и другие современные спецэффекты, рассчитанные бери более молодую аудиторию, остались на платформе, а в (видах телевидения были использованы более классические визуальные манеры. Все это было заранее известно. Но решения сцен, несомненно, везде одинаковые. Сам стиль рассказа никаким монтажом безвыгодный изменить.
— У вас есть немалый опыт работы по-над фильмами и сериалами, сюжет которых развивается и в прошлом веке, и в опять более ранние времена. Со стороны может проступить, что после «Тобола» реквизитом вас не трепет), но с эпохой сороковых, наверное, тоже непросто…
— Едва на каждом проекте у меня возникает мысль, который сложнее еще ничего не было. Так и держи этот раз. Как будто все против тебя: (безведреная, расписание, пандемия, из-за которой пришлось остановить съемки. Ты да я выбрали натуру в Твери, но город в какой-в таком случае момент закрыли, а больше такого места нигде в закромах. Нам очень хотелось, чтобы в кадре было межсезонье, оставляет желать многого зелени. А когда вернулись после перерыва, то где хочешь цвели кусты и деревья. Мы хотели израненный, пациент скорее жив послевоенный город, а когда все цветет, то выходит более оптимистичная картинка, ветер колышет листочки, стало быть, все хорошо. В итоге приходилось искать новые места и изымать зелень на постпродакшене. Так что трудностей было выше головы.
— Не возникало соблазна построить послевоенный город в павильоне?
— Верно, так называемую историческую правду действительно можно было реконструировать в павильоне, но это уже другие деньги, а после (этого всегда есть вопрос, насколько это эффективнее, хрен с ним и не совсем точного, но художественного образа. Бери мой взгляд, образ в любом случае сильнее каждый кому не лень исторической правды. К тому же историческая точность – сие только часть дела. Все-таки кино – сие история, раскрытые характеры, интрига, которая держит по конца. Ничего важнее этого нет.
— Вам посчастливилось собрать на площадке своего рода актерскую команду мечты. Подбор был непростым?
— Когда я пришел на проект, так участие Константина Хабенского уже было подтверждено. И я этому безмерно обрадовался. Мы с Константином давно пересекались, в моем сериале «Есенин» возлюбленный сыграл Троцкого. Потом встречались на пробах, однако вместе ничего не делали, и вот, наконец, получилось. Андрэ Бурковский был для меня знаковым артистом. Некто сыграл одну из главных ролей в «Тоболе», стремительно выйдет «Бендер», где он тоже участвует. Я без меры расположен к этому актеру, и мне приятно, что спирт снимался в «За час до рассвета». С Аленой Михайловой я допрежь того знаком не был, и к моменту начала съемок вдобавок не вышли знаковые для нее проекты «Чики» и «Люби их всех». Симпатия мне потом говорила, что очень удивилась, в духе я ее утвердил за пятнадцать минут. Алена пришла, да мы с тобой поговорили, и мне стало ясно, что для нее (за)грызть роль. Для Алены милиционерша — абсолютно нетипичный имидж, но она невероятно в нем убедительна.
— В кадре у вам все очень нарядные, а мужчины – так просто настоящие пижон. Это ваше видение образов послевоенных сыщиков и разбойников?
— Наша бесчинство чуть-чуть над землей, и нам было существенно, чтобы все, от освещения до костюмов, соответствовало стилистике пикет-нуара. Публика ругается. Мол, идут три ликвидатора с столицы в одинаковых черных плащах, шляпах, двое лысых одного роста, Вотан с бородой. Но это все было сделано с открытыми глазами. Возможно, шляпы в то время еще не стали бесцельно популярны, но они здорово отсылали к эстетике гангстерского картина, и это нам очень подходило. Вообще, чем тогда мы уходим от послевоенного времени, тем свыше уверены в том, что тогда люди ходили в лохмотьях. Однако участники войны были в Европе и привезли оттуда моду: костюмы, шляпы, шкаренки. К тому же были товары по лендлизу, и сие в том числе и западная одежда. И еще, когда борьба закончилась, у людей появилось желание выглядеть хорошо. Я помню, выше- отец рассказывал, как он в сорок шестом носил габардиновый гиматий, который привезли из Китая. Люди хотели выряживаться и верили, что у них теперь все будет добро.
— Если вспомнить вашу фильмографию, где такие проекты якобы «Великая», «Диверсант», «Чкалов», уже упомянутые «Тобол» и «Есенин», создается звучание, что «За час до рассвета» для вам совершенно другая территория. Как вы себя получи ней чувствуете?
— Для меня это, и правда, обусловленный вызов, но уже не первый. Прежде нежели начать работу над «За час до рассвета», я снимал мини-(сериальный «Бендер», и там мне тоже пришлось искать буквальный новые подходы. Вообще сейчас для меня беда драйвовый период, я получаю колоссальный кайф. Даже побаиваюсь предложений, которые требовали бы ото меня вернуться назад.