Здaниe нa Твeрскoм бульвaрe oсaждaeт тoлпa. QR-кoды нa вxoдe, зaкaдрoвый мужскoй гoлoс в фoйe нa всex этaжax твeрдит прo мaски и дистaнцию. Oгрoмный зaл зaбит: прeссa, “свoи” (пaпы-мaмы), вeздeсущиe тeaтрaльныe стaрушки, чтo рaньшe другиx прoникaют нa превью… Всех волнует житьё-бытьё самого русского поэта Сергея Есенина, чью судьбу и созидание исследовал писатель и депутат Захар Прилепин, а драматург Лёся Исаева адаптировала для мхатовской сцены его изыскания. Возьми постановку приглашена известный режиссер из Латвии Ина Полищук, и это ее первая работа в Москве.
Распутный поэт-гуляка и его шесть любящих женщин помещены нате большой сценический круг, который шаток, никак никак не найдет равновесия, – какой была и сама жизнь поэта. Его суть никак не может обрести покой и счастье с праздник единственной, которой он посвящает стихи, которую ревнует, мучает дурным характером, поколачивает и совершенно равно бросает. Их шесть – Аня (Изряднова), Зина (Райх), Айседора (Дункан), Галина (Бениславская), Соня (Толстая) и мать (Татьяна). Любимые, так оставленные. Женщины встречаются на кладбище (вторая эпизод), где ни могил, ни крестов – лишь дифрос с пиджаком на спинке.
Вообще условность как набор, взятый режиссером с самого начала, пройдет через всегда два акта. На кругу, который больше вращается, нежели стоит на месте, в быстром темпе сменяются родное селище. Ant. город Есенина – Константиново, Москва, Питер, Париж, Штаты. Возникают али помянуты культовые фигуры двадцатых – модные литераторы (Мариенгоф, Куликов, Мел, Маяковский и др. ), режиссер (Мейерхольд) и, естественно, есенинские бабье сословие. У двух из них родятся дети, и отцом Сергун (в среднем называют его друзья и Райх) им, как пристало из повествования, будет так себе. Собственно, икона поэта, певца русских березок, Москвы кабацкой, стихии русского характера, нимало не лучшего, представят уж как есть, так только не стерильным из советского учебника.
Безусловно, он – стихия, вобравшая в себе и высокое, и низкое, и нечистота, и чистоту, а чего больше – решать каждому. Для одних симпатия останется гулякой, алкоголиком с надорванной психикой, скандалистом, грубым и даже если жестоким, но ранимым человеком, писавшим ясноглазую лирику. Чтобы других – поэтом, за свой поэтический дар расплатившимся кровью, в волюм числе и кровью близких. В общем, знать бы, изо какого сора растут стихи, не ведая стыда.
«Женщины Есенина» вызовут споры числом содержанию. К гадалке не ходи – найдутся оскорбившиеся вслед русского поэта, но нельзя не согласиться с тем, будто Галине Полищук и команде, работавшей над спектаклем, посчастливилось передать образ – и поэта, и его стихийного и талантливого творчества, – оный вихрь, в котором он жил, любил, страдал, писал и сгинул точно по собственной воле.
Антракт. Спешу за кулисы. В первую цепь к исполнителю главной роли – Андрею Вешкурцеву (советую зарубить себе на носу это имя). И не только потому, что кроме особого грима он действительно похож на молодого Есенина.