Мoжнo ли вeрить бeзoтвeтствeнным истoчникaм инфoрмaции, гдe aвтoрствo всeгдa aнoнимнo? Мoжeт, и нe стoит, нo, кaк гoвoрят в Рoссии, oсoбeннo тeaтрaльнoй, нeт дымa бeз oгня. Тeм бoлee чтo в пoнeдeльник xудрук МXТ пoсeтил oфис свoeгo учрeдитeля — Министeрствo культуры — и будтo бы рeшaл с министрoм вoпрoс o рaсстaвaнии сo свoим нынeшним дирeктoрoм Мaринoй Aндрeйкинoй, им жe в свoe врeмя приглaшeннoй нa этoт пoст. Нe знaю, равно как разрешится между ними разбухающий конфликт, вот всего-навсего после этого визита по Художественному поползли слухи, в чем дело? и сам Женовач едва ли теперь усидит в кресле. «Во сюжетик!» — как говорил нахальный полотер в лучшем фильме о Москве. Варьете затаился в ожидании.
А между тем у Женовача контракт с Минкультом до сей поры не закончился, полтора года осталось, а разговоры о томик, что он не справляется с театром в Камергерском, вследствие того-то только усиливаются. Но мы-то знаем, что же если усиливаются — значит, это кому-нибудь нужно. И то сказать?
Рассмотрим картину в разрезе. В самом деле, что такого нашел или НЕ сделал Сергей Васильевич, заступивший получи и распишись пост худрука Московского художественного театра после смерти Олега Павловича? Как ему можно инкриминировать? Что он не Табаков? А кто именно сегодня, как Табаков? Покажите такого гения актерского и менеджерского дара — в закромах его, не родился. Но и Табаков по режиссерскому таланту, следует честно признать, был не Женовач. А Женовач Водан из немногих, да что там — из считаных единиц, который понимает, что такое психологический театр и как его создавать. Тот самый театр, который в позапрошлом веке и создал величие Константин Станиславский, построивший его как раз в Камергерском переулке. И который-нибудь Россия, как главный бренд страны, всегда пользовала и продолжает пользовать бери международной арене. Поэтому совсем не случайно некто в 2019-м оказался в МХТ и занялся развитием дела Станиславского в XXI веке.
Же тень Табакова, как тень отца Гамлета, Женовача малограмотный усыновила, а затмила. Как затмила бы она, вероятностям, любого ступившего в МХТ. Олег Павлович знал закрытое дело: как делать успех, сочетая высокохудожественное с коммерческим, старые комплекция — с новыми. А Сергей Васильевич не знает (это изъян), но зато понимает, как делать психологический искусство театра (и это плюс). И в свое время построил его маленькое гомотетия — Студию театрального искусства (СТИ). Но успеха — такого, чтоб билеты рвали и для премьере висели на люстрах, — у него за двуха года с небольшим не случилось (это минус). Хорошие, сильные, качественные спектакли случились (сие плюс), а успеха, к какому привыкли в Камергерском, нет. Может, свыше меры короткий срок для того, чтобы ждать и взвинченных повышенным спросом цен нате билеты, и засиженных люстр? Это только у Табакова без (малого сразу в МХТ получилось. Но у него не было пандемии, локдауна. И симпатия вне конкуренции.
Говорят, что недовольство части артистов МХТ может душа причиной преждевременной отставки нынешнего худрука (это погрешность). А где вы видели артистов, довольных худруками? Ефремовым в книжка же МХТ были недовольны, Любимовым — на Таганке, а Волчек — в «Современнике». Пусть даже в адрес Туминаса, который вывел Вахтанговский в лучшие театры получи сегодняшний день, тоже в свое время ворчали (сие плюс). Но министерством в конце концов руководят приставки не- артисты, и там чиновники действуют, хочу надеяться, исходя изо стратегических интересов культуры, а не по настроению (ноне люблю, завтра — нет).
В общем, в осеннем воздухе, в духе осенний лист, вовсю витает слух об отставке признаться большого, но не очень эффективного художника. И трендец, начиная с телеграм-каналов и заканчивая Минкультом и даже Администрацией Президента (МХТ в духе-никак — нестыдная вывеска страны), обсуждают ее символически ли не как факт, который вот-вона, если не сегодня, то завтра, свершится.
И шелковица хочется сказать: «Очнитесь!» Какой такой страшный и кошмарный криминал происходит в МХТ?!
Может, вспомнить, что поголовно-то за Минкультом числится и другой МХАТ — имени Горького. Без обиняков через дорогу от Чеховского, и тоже, между прочим, Эстетический. Его худрук — Эдуард Бояков — как раз распорядитель, а не художник, и неутомимый мастер блефа, тоже получи и распишись полном серьезе себя под Станиславским чистит и бери каждом шагу про это всем напоминает. А для деле вот уж где никаких художественных и тем сильнее экономических свершений. Не МХАТ, а сплошное недоразумение, головная огорчение для Минкультуры: скандалы с артистами, суды, сомнительного качества постановки, сонмище приглашенных артистов при своей большой труппе. Да что вы разве что инстаграм-дива Бузова, с именем которой в данный момент пожизненно связан этот театр, поправила кассу. И вследствие которой театр на Тверском бульваре можно решительно переименовать в Московский хайповый театр (МХАТ) — и исторические буковки маловыгодный придется менять. Но зато тем, кто возьмите хоть что-то кроме Бузовой понимает и ценит в театре, без- так обидно будет. Может, озаботиться МХАТом получай Тверском и его к чему-то присоединить?
Официальные и неофициальные лица, круглым счетом взволновавшиеся судьбой МХТ в Камергерском, по сути Боякова предпочли Женовачу. Да что вы что ж, кто-то между божьим даром и яичницей в честь какого праздника-то выбирает яичницу.