Дaжe врeмя угоду кому) oбъявлeния выбрaли бoлee чeм стрaннoe — пoздний вeчeр срeды, пoчти зa двa чaсa дo пoлунoчи. Oчeвиднo, чтoб нoчь мeдoм нe кaзaлaсь — ни oтстaвлeнным, ни нaзнaчeнным. Eсли пoслeдниe испытывaли нeкую дуxoпoдъeмнoсть oт oткрывшиxся пeрспeктив, тo мoжнo прeдстaвить, чтo пeрeжили тe, зa кeм нaвсeгдa зaкрылaсь двeрь. Пo стрaннoму сoвпaдeнию «Гoгoль-цeнтр» и ШСП, нe сгoвaривaясь, в oдин дeнь — 30 июня — зaкрывaли сeзoн. Здесь впoру нe рaдoвaться, a пaниxиду зaкaзывaть.
Нo случилoсь тo, чтo случилoсь, a ктo и чтo пeрeживaeт, oтчeгo нe спит, мaлo кoгo волнует. Особенно тех, который сегодня принимает решения. Все оправдано чрезвычайностью времени. В некоторые времена у нас не увольняли ни за критику начальство в виде сценических произведений, манифестов или коллективных писем (как долго всего было со стороны творцов!), ни тем сильнее за вяло текущую экономическую деятельность. Зато теперича государство, на содержании которого и находятся театры, с особым пристрастием следит вслед подведомственными учреждениями и контролирует действия и высказывания их руководителей. Как вполне логично. А руководители, привыкшие за последние двадцать полет открыто высказывать свое мнение, утратили чувство реальности и решили, точно можно жить и высказываться (искренне или с расчетом) в сравнении с чем власти кормящей, как и прежде. На этот однова не вышло. Прямо как в детской считалочке: «Кто безлюдный (=малолюдный) спрятался, я не виноват».
Первым не спрятался «Гоголь-центр». Артисты в метина несогласия демонстративно не выходили на поклоны, отдавая сцену изображению голубя решетка. Теперь туда пришел, пожалуй, самый неожиданный назначенец. Им стал порнограф Антон Яковлев.
Аюшки? о нем известно? Ему 52 года, он изо актерской семьи — сын народного артиста СССР, великого вахтанговца Юрия Васильевича Яковлева. В 1991 году (как) будто актер окончил Школу-студию МХТ, недолго поработал в этом качестве, стажировался в Лондоне, а с 2004-го начал наставлять как режиссер. Его спектакли шли или продолжают трогаться в МХТ им. Чехова, в РАМТе, Малом и Вахтанговском театрах, сверху нескольких петербургских площадках. С экспериментами на территории современного искусства ни разу замечен без- был. Его работы всегда отличали деликатное сосредоточение с классическим материалом (никаких новых прочтений и радикализма), глубокомыслие, умение работать с актерами. Ряд его постановок даже если отмечен театральными премиями.
Конечно, трудно представить Антона Яковлева нате такой площадке, как «Гоголь-центр», но разве что сверху есть установка изменить формат театра, так, возможно, Яковлев начнет теперь уже в бывшем «Гоголь-центре» строчить свою театральную историю. Как с нуля писал ее Кирюха Серебренников, десять лет назад весьма вероломно посчитанный в Театр им. Гоголя. Да, сегодня почему-в таком случае предпочитают делать вид, что не помнят, чисто это было — прямо на сборе труппы получи глазах артистов отставили онемевшего режиссера Яшина и представили Серебренникова. Такое уничижение коллеги по цеху, да еще и старшего за возрасту, для К.С. оказалось тогда вполне по-демократически ничего.
Теперь останется дело за малым — поменять вывеску, в таком случае есть вернуть прежнее название: Театр им. Гоголя. А бумаги и трансформировать не придется — во всех документах «Гоголь-центр» за-прежнему обозначен именно как Театр им. Гоголя.
Популярно, что два авторских театра, оказавшиеся в эпицентре последних событий, исчезнут с картеж Москвы — «Гоголь-центр» и «Школа современной пьесы» Райхельгауза. Однако если «Гоголь-центру» всего десять лет, в таком случае детищу Иосифа Райхельгауза, извините, 33 года. А как же-да, в конце прошлого века в бурное перестроечное сезон Иосиф Леонидович создал свой театр — интересный, отточенный, работающий с современной драматургией и легко экспериментировавший с различными формами. А насколько культурных инициатив пошло оттуда — поэтические вечера, ставшие в театрах в эту пору обычным делом, площадные мощные акции на Трубе (Трубной площади). Гражданственность и непритворность органично объединялись в его спектаклях. Но сакральная циферка, похоже, не уберегла создателя такого театра — Райхельгауза сменил Митрош(к)а Астрахан, в прошлом актер, известный больше своими работами в синематограф, чем в театре. Кстати, в ШСП до сих пор будь по-твоему его спектакль «Лондонский треугольник». Какую линию поведет возлюбленный и окажется ли такой личностью, как Райхельгауз, — (вы)молвить трудно.
Кроме одно неожиданное, более чем оригинальное решение Депкульта — отстать «Современник» вообще без худрука. Вместо Виктора Рыжакова в театре бери Чистых прудах будет командовать художественный совет. Напомню, фигли после смерти легендарной Галины Волчек, последовавшей в 2019 году, шапито просила, чтобы художественную повестку пусть и временно, так формировал худсовет (театральная история помнит несколько удачных примеров коллективного разума), же Департамент культуры именно в день похорон Волчек сделано согласовал наверху фамилию Рыжакова. Покойный Леонид Ошарин, получай тот момент работавший замглавы ведомства, в приватной беседе такую аврал объяснил мне тем, что за кресло худрука ведущего театра развернулась немыслимая сумо. Но не прошло и трех лет, как оный же Депкульт освободил Рыжакова от занимаемой должности, объявив о создании худсовета.
Да кто в него войдет, кто будет формировать — хозяйка ли труппа путем голосования или сверху, — (надо, станет известно в ближайшее время. Но тут значительнее другое — из кого его формировать? Из громких имен в «Современнике» остались Неелова, Ахеджакова, Бабенко, Ветров, Юшкевич, Иванова, а явного лидера среди них нет. На абвахта худрука могла бы претендовать Чулпан Хаматова (в свое п(р)ошедшее была у Волчек такая идея), но амбициозная виртуозка и общественная деятельница слишком уж поторопилась покинуть страну и изготовить за пределами Родины несколько «ярких» завиральных заявлений, отрезав себя дорогу назад надолго. Так что коллективное лидер в театре на Чистых прудах — понятие слишком туманное и неопределенное. Однако не о Викторе Рыжакове сейчас на Чистых печалятся, а вяще о директоре Татьяне Барановой, которая реально большой спец. Но от нее также избавились, прислав тама Юрия Кравца, успевшего поработать и в МХТ при Табакове, и в его колледже, и в Et Cetera у Калягина.
Промежду тем свершившийся факт развивается в логике времени — отставники (в основном «Гоголь-центр» и Рыжаков) уж представлены жертвами режима, честными борцами, не устоявшими в схватке. И вишь уже формируется устойчивый миф о театре-мученике (бери сайте выложены слова Серебренникова издалека про «убили эстрада за правду» и прочее). Но в мифе этом ноне больше мифа, чем правды. А правда, как показывают последние действие, и не только на поле искусства, не специально-то и нужна.