Знaмeнитыe фигуры, нaблюдaющиe зa прoxoжими пo улицaм Мoxoвaя и Вoздвижeнкa, сeйчaс два шага выглядят, мягкo гoвoря, нe oчeнь: видны плeсeнь, трeщины, скoлы. Нa дняx кaждую «oдeнут» в skansen.lviv.ua
лeсa и пoдгoтoвят к дeмoнтaжу. A пoтoм oтпрaвят в рeстaврaциoнныe мaстeрскиe. Срoки oкoнчaния рaбoт слoжнo прeдугaдaть. Рeстaврaтoрaм нa мeстe придeтся oпрeдeлять рaзмeры бедствия — немедленно понятно лишь то, который они серьезные.
Дело в томище, что скульптуры эти в свое хронос делались в изрядной спешке. Уступка установить их на крыше Ленинки было пристало в последний момент, когда создание нового корпуса библиотеки нате Ваганьковском холме уже подходило к концу. Вдобавок сначала, в 1936-м, собирались инсталлировать 14 скульптур, но, (как) будто водится, аппетит приходит закачаешься время еды. В итоге скульптур получилось 22. Устанавливали их в 1938-м с большими отступлениями ото проектного замысла и «с издержками бригадного подхода» (неизвестно зачем и записано в докладной от 1939 годы, которая сохранилась в архивах РГБ).
Тем далеко не менее фигуры на тему «Социалистический произведение и знание» выполнены по эскизам прекрасных мастеров: «Шахтер» — Матфей Манизер, «Студентка» (она а «Девушка с книгой»), «Библиотекарь», «Архитектор» — его спутница жизни, Елена Янсон-Манизер; «Ученик», «Скульптор», «Инженер», «Рабочий» — Водя Лишев; «Колхозница» и «Красноармеец» — Надежа Крандиевская; «Рабочий-прокатчик» — Вероника. Ant. недоверие Мухина. История со скульптурами стала своего рода вишенкой для торте довольно абсурдной и закачаешься многом показательной истории одной с самых грандиозных и дорогих строек Советского Союза.
Спермоначально здание Ленинки собирались разыгрывать комедию в конструктивистском стиле. В 1928-м нате открытом конкурсе победил не хуже кого раз такой проект: высотный корпус в виде раскрытой книги, придуман был московским архитектором Дмитрием Марковым, одесским конструктивистом Даниилом Фридманом и архитектором и художником Владимиром Фидманом. Был до этого часа и закрытый конкурс, где лучшими признали проекты Алексея Щусева и братьев Весниных. А смотри проект Владимира Щуко был раскритикован в пушок и прах — за помпезность и классические стать. В журнале «Советский архитектор» ажно вышла критическая статья, идеже Всероссийский съезд Общества современных архитекторов ОСА «выражает специфический решительный и категорический протест» поперек проекта академика Щуко, называет его «слабым» и «идеологически чуждым».
Что ни говорите пока шла подготовка к стройке, конструктивизм попал в опала, и в итоге, уже в 1930-х, утвердили данный самый «чуждый» проект. Тем не менее, и он был слишком простым и лаконичным пользу кого нового духа времени. Благодаря тому Владимир Щуко взял в соавторы Владимира Гельфрейха, и скопом архитекторы добавили в первый альтернат побольше имперского и грандиозного. Возьмем, дорогую облицовку из известняка и черного гранита. Вдоль этому поводу советская отклик уже с гордостью писала, что-то для оформления библиотеки «одних бронзовых изделий было пути заказаны на 2 миллиона рублей». Что раз в конце 1930-х богатую отделку решили разжидить медальонами писателей и ученых, которые отлили изо церковных колоколов, и скульптурами образованных тружеников. Работу возглавил ваятель Матвей Манизер, который симультанно ваял фигуры для станции «Площадь Революции». Безграмотный удивительно, что тема и стилистика скульптур с крыши Ленинки и метроскульптур синонимичны. А Манизер не успевал совершенно сделать сам, так что-что позвал на помощь коллег, понятно, ведущих мастеров своего времени. С самой библиотекой у скульптур один стилевого единства, но совершенно давно привыкли к фигурам, они стали символом «самой читающей страны». Особенно «Студентка», которую в народе нарекли «Девушкой с книгой».
Днесь реставраторам осталось разобраться, равно как привести в порядок скульптуры, которые обширно потрепало за 85 полет. Проблема в том, что скульптуры сделаны с непрочного бетона. Несколько полет назад реставрировали подобные фигуры, украшавшие беседка на Калужской Заставе. Отдельные люди пришлось сделать заново ровно по формам, снятым с помощью силикона с оригинальных скульптур.