Сцeны с бeссмeртныx кoмeдий Мoльeрa «Шкoлa жeн», «Тaртюф», «Мнимый бoльнoй» прoxoдят пeрeд зритeлями кaк oтдeльныe спeктaкли. Пo трaдиции тoгo врeмeни пeрeд зaнaвeсoм пoявляeтся глaшaтaй с жeзлoм-пoсoxoм (в спeктaклe Эйфмaнa этo сaм Мoльeр), удaр кoтoрoгo oзнaчaeт нaчaлo тeaтрaльнoгo дeйствa. Вынeсeннaя в нaзвaниe пьeсa Мoльeрa «Дoн Жуaн» — случaй oсoбый. Сцeн изо нee встaвлeнo в спeктaкль Эйфмaнa мнoгo. Этo тeaтр в тeaтрe. Гoвoря слoвaми сaмoгo xoрeoгрaфa, творческий процесс Мольера — зеркало и вместе с тем рецепт преодоления его личных трагедий.
Фабула построен как воспоминания стареющего Мольера. В самом зачине преддверие зрителем предстает театральное закулисье, гора из платьев, отонудуже выбирается седой старик. Он садится за табльдот и начинает что-то судорожно писать. Это (как мир) Мольер, на глазах которого в следующем эпизоде его невеста жена Арманда отдается молодому актеру его но труппы.
Как часто бывает в балетах Эйфмана, в спектакле двум главные героини-соперницы: Мадлена и Арманда. Некоторые исследователи утверждают: Арманда — безграмотный дочь, а сестра Мадлены. От ее фамилии танцевальный гений XX века Морис Бежар, повлиявший на фольклор Эйфмана, возьмет свой псевдоним. Про Арманду недоброжелатели говорили, сколько она дочь самого Мольера. Большинство исследователей склоняются к тому, сколько никакого инцеста в жизни Мольера не было. Так Эйфмана интересует совсем другое. Он показывает, изо какого сора интриг и терзаний возникают бессмертные комедии.
Арманда показана снова и в детстве, как девочка-подросток (Есения Анушенкова). (за)грызть умиротворенные воспоминания о том, как счастливы были сообща Мольер, Мадлена и ее маленькая дочь Арманда — единственные светлые образы в жизни старого мастера. В реальности — другое: страдания, принесенные несовершеннолетний ветреной женой, не только изнурили драматурга, же и напитали его художественную фантазию. Так рождается одно с главных мольеровских произведений — пьеса о Дон Жуане. Надевая его маску, старина, вспоминающий свою жизнь, преображается в героя, в объятиях которого тает его невеста жена. Когда маска сброшена — его преследуют кредиторы. С Мольером остаются исключительно воспоминания о искренне любившей его в молодости Мадлене.
Мадлена Бежар в исполнении звезды труппы Эйфмана Марии Абашовой сыграна с большим мастерством и превращается в Вотан из центральных художественных образов. Рефреном становится театральная тележка, перевозящая странствующих актеров. В конце первого действия симпатия превращается в свадебную карету, а в финале увозит Мольера в неугасимость. Театральную повозку Эйфман придумал еще для первой редакции балета, показанной в 2001 году. Прежний удачный финал в новой редакции он не повторил. В данное время спектакль кончается по-другому: к опустевшему креслу мастера актеры несут свечи. Закрывается занавес, и сверху поклоны выходит молодой Мольер. Его партии в разном возрасте исполняют различные танцовщики.
Привычной для русского массового сознания со времен Пушкина статуи, уводящей Бузан Жуана в преисподнюю, в новом спектакле тоже нет. Сию минуту Дон Жуан низвергается в преисподнюю вместе с соблазненной им монахиней Эльвирой, в которую загримирована молодка драматурга Арманда. Сцена сопровождается эффектной световой партитурой, придуманной Глебом Фильштинским и Борисом Эйфманом.
Что и 20 лет назад, балет оформлял художник Слава Окунев. Однако отличия от старого спектакля кардинальные. Балет стал логичнее и масштабнее. Когда в первой версии сюжетные линии самого Мольера и его литературного героя Бузан Жуана идут параллельно с самого начала, то нонче Дон Жуан появляется лишь во втором действии. Первая но полностью отдана жизненным и семейным неурядицам самого Мольера, воплощенного получай сцене умным и незаурядным артистом труппы Эйфмана Олегом Габышевым. Наклонность Андреева с блеском перевоплотилась в нимфоманку Арманду. Дон Жуан — Высокий Волобуев — наполнил спектакль бешеным темпераментом и энергией. Дэниел Лал прекрасно и остро показал на сцене старого Мольера, Командора и «короля-солнце» Людовика XIV.
Связи художника и власти — одна из центральных тем балета Эйфмана. Свое прозвище «король-солнце» Людовик XIV получил чрез (год) того, как в 14 лет станцевал в придворном балете «Ночь» партию лучезарного Аполлона. Вопреки на то что к творчеству Мольера этот балет приставки не- имеет никакого отношения (хотя в спектаклях Мольера в качестве актера Людовик XIV внимание принимал), именно им открывается второе отделение. Самодержец предстает в золотом, списанном с настоящего костюма Людовика XIV образе Солнца, а лукреция Мольера Арманда — в роли Луны. Спектакль идет по-под музыку Люлли, которая наряду с использованной в первом балете музыкой Моцарта и Берлиоза ныне добавлена в новую редакцию. Именно Мольер вместе Жаном-Батистом Люлли является одним изо создателей и основоположников балетного театра. «Мещанин во дворянстве» и «Господин мол Пурсоньяк» воспринимались современниками Мольера как придворные балеты, в середке которых имелось несколько разговорных сцен.
«Страсти в соответствии с Мольеру, или Маска Дон Жуана» — о судьбе творца. Ранее в балетах «Роден», «Чайковский», «Красная Жизель» Эйфман обращался к образу личностей, которые, говоря словами Георгия Иванова, «создают кусочек вечности ценой гибели чем) временного, в том числе нередко и ценой собственной гибели». Таков у Эйфмана и действующее лиц его нового балета, которого человечество знает по-под именем Жана-Батиста Мольера.