Кoгдa в 2019 гoду прoвoжaли в пoслeдний колея eгo oднoкурсникa 93-лeтнeгo Мaрлeнa Xуциeвa, Влaдимир Нaумoв вспoминaл, кaк oни сидeли рядoм вo ВГИКe, кaк учились у Игoря Сaвчeнкo, кoтoрый им гoвoрил: «Я нaбрaл кoнглoмeрaт бeзумствующиx индивидуaльнoстeй». Направле дeйствитeльнo был уникaльный. Вмeстe с ними, нaпримeр, учился лeгeндaрный Сeргeй Пaрaджaнoв. Нaумoв, прoвoжaя Xуциeвa в пoслeдний дорога, гoрeвaл, чтo нe успeл eгo снять в кинo, гoвoрил, чтo с кoнглoмeрaтa остался только он один, и пообещал, чего тоже скоро уйдет, что Марлену Хуциеву осталось ожидать его недолго.
Владимир Наумов родился 6 декабря 1927 лета в Ленинграде, но уже детские годы провел в Москве. Его фазер Наум Наумов-Страж был оператором, снимал сказочный фильм «Мы из Кронштадта». Переехав в Москву, семеюшка Наумовых поселилась в знаменитом кинематографическом доме, где жили Мишара Ромм и другие классики. Так что среда обитания у Владимира Наумова была благодатная. Через годы он и сам, вместе со своим знаменитым соавтором Александром Аловым, пополнит магазин выдающихся кинематографистов. А сошлись они при драматических обстоятельствах. Обана учились у Игоря Савченко, только Алов был в матери годится, прошел войну. Когда их мастер заболел и ранее не мог закончить картину «Тарас Шевченко», они ее неразлучно завершили.
А потом была долгая и яркая совместная деловая. Как-то удалось пересмотреть в Госфильмофонде на большом экране первоначальную авторскую версию фильма «Мир входящему» о Великой Отечественной войне. Симпатия производит сильное впечатление! В 1961 году этот мюзикл получил спецприз на Венецианском кинофестивале. Вместе с Аловым они сняли «Павла Корчагина» по мнению роману Островского «Как закалялась сталь», «Бег» — по мнению Булгакову, «Скверный анекдот» — по Достоевскому, «Легенду о Тиле» — по части роману Шарля де Костера, «Тегеран-43».
Когда Алова отнюдь не стало, Наумов снимал один. Его картины — «Белый праздник», «Тайна Нардо, разве Сон белой собаки», «Джоконда на асфальте» — были связаны с Италией, которую Наумов беда любил. Он мечтал поработать с Марчелло Мастроянни, в расчете держи которого Тонино Гуэрра написал сценарий, но графики невыгодный совпали, а потом актер умер.
Наумова не как-то раз критиковали, особенно за его последние картины, так он умел держать удар и как-то сказал своим ученикам: «Не избегайте неудач». В профессии оставался долгонько, когда другие уже сошли с дистанции. «Джоконду получи асфальте» закончил накануне 80-летия и работал по-над ней несколько лет. В последних его картинах ежеминутно снималась дочь — актриса и режиссер Наталия Наумова. А вовремя он всегда находил роль для своей прекрасной жены Наталии Белохвостиковой.
С двумя Наташами Володюша Наумов не расставался, всюду они появлялись купно, и смотреть на них было одно удовольствие. В первый раз Наталия Белохвостикова появилась у них с Аловым на картине «Легенда о Тиле», идеже сыграла Неле. Долгие годы ходили разговоры о часть, что она предпочла Наумова своему однокурснику и красавцу Николаю Еременко, некоторый был в нее влюблен.
Многие годы Владимир Наумов был президентом Национальной академии кинематографических искусств и наук, вручающей премию «Золотой орел». И, к примеру сказ многих она раздражает, поскольку придумана Михалковым в пику «Нике», получи Наумова зла не держали. Он сохранил давно глубокой старости особенную стать. Каким был в подрастающее племя годы — высоким и стройным — таким и остался. Об этом позволяется было судить, посмотрев фильм «Гори, гори, моя звезда» Алексюха Митты, где он сыграл штабс-капитана, стрелявшего в соответствии с живой мишени.
Наумов рассказывал удивительные вещи об особенностях и трудностях режиссерского обстоятельства, о том, как высока смертность в этой профессии — второстепенный после летчиков по потерям. Но долгой жизнью опроверг близкие слова. Да, трудная профессия, говорил он, зато пир (жизненный) увлекательная. «Лучше нее нет. Запоминайте все, точно нестандартно, складывайте в саквояж записки и наблюдения. Помните, точно сны не менее реальны, чем окружающий вы мир», — этому он учил начинающих режиссеров. А самостоятельно умел использовать в новых картинах снятый прежде информация и уже использованный в других фильмах. Тогда это удивляло.
Дьявол был на редкость образованным человеком, и образы, навеянные полотнами старых мастеров, могли разыскать отражение в его собственных работах. Как слепые Брейгеля, превратившиеся у него в бомжей постсоветской эпохи.
Умер порнограф Владимир Наумов: фотоистория любви с Натальей Белохвостиковой